«Дайте русскому мальчику карту звездного неба, и он вернет вам ее исправленной». - Ф. М. Достоевский. «Братья Карамазовы».

Колонка новостей

Практика Дао Toyota, стр. 74

Кевин Дагган в книге «Моделирование смешанных потоков создания ценности» (Mixed Model Value Stream, Productivity Press, 2004) подобным образом рассказывает, как составить карту процесса, производящего большое разнообразие продуктов, обработка каждого из которых имеет различное время цикла, например, различается время механической обработки разных изделий. — Джеффри Лайкер, Дэвид Майер,

Облако тегов

Да зачем вообще нужна эта ерунда

Буквально именно это сказал один из слушателей открытого курса, на котором я, среди прочего, рассказывал о том, что такое карта потока создания ценности.

«Вот вы мне скажите, какой вообще толк от этой карты? Ну нарисовали мы её. Ну висит она у нас на стене, пылится? Какой смысл её делать, если всё равно всё делается совершенно не так???»

vlcsnap-2016-04-10-21h45m05s230

Браво! Отлично заданный вопрос! Почему отличный вопрос? Да потому что в нем самом скрывается ответ, как это и должно быть со всеми правильными вопросами.

Частая ошибка начинающих

Первая карта, которую обычно рисуют, и которую нужно на самом деле нарисовать первой — это карта текущего состояния, или «As Is», как это называют на английском языке.

Проблема с ней есть, с этой картой.

Чаще всего с первой попытки, особенно если она проходит не под присмотром человека, который имеет опыт в работе с картами потоков, карта текущего состояния получается не как карта «как оно есть на самом деле», а как «как мы думаем, как оно должно быть». Если кому-то интересно дать этому явлению английское название — назовите VSM «As Should Вe».

Ерунда, в общем, получается. Полная.

Как мы думаем, как оно должно быть

На рисование карты могут даже назначить одного отдельного человека, назовем его Аналитиком. Он обойдёт всех участников процесса, где-то спросит, где-то ему покажут. И нарисует карту. И получится карта «как мы думаем, как оно должно быть».

Потому что каждый участник опроса, назовем его Начальником, расскажет Аналитику, как он, Начальник, думает, как должен протекать поток в той части, к которой имеет отношение этот Начальник.

Потому что рассказать «как оно есть на самом деле» страшно. Потому что то, как оно есть на самом деле, не должен знать никто, иначе недолго этому Начальнику оставаться Начальником, быстро Большие Начальники сочтут его деньки на предприятии, попросят собрать вещи и проваливать на все четыре стороны.

Потому что «как он, Начальник, вообще это допустил?»

И еще «он что, не понимает, как всё должно быть???»

И «может быть он вообще некомпетентен?»

Поэтому Начальник, от греха подальше, рассказывает «как он думает, как оно должно быть», а Аналитик это записывает. Потом строит карту потока создания ценности в компьютерной программе, печатает на длинных белых простынях и вешает на стену.

И все Начальники, которых Аналитик опросил, будут ходить мимо и думать: «и какой вообще толк от этой карты? Ну нарисовали мы её. Ну висит она у нас на стене, пылится? Какой смысл её делать, если всё равно всё делается совершенно не так???»

Как оно есть на самом деле

Это же вообще другая схема будет. Чтобы ее нарисовать, нужно соблюсти массу условий.

Во-первых, нужно получить от Большого Начальника обещание, кто никто за такую схему на все четыре стороны не провалит, вещи собирать свои не будет, да и даже премии не лишится.

Во-вторых, всем Начальникам, и другим заинтересованным участникам процесса надо найти кучу времени, может быть целый день, чтобы собраться и совместными усилиями нарисовать карту потока создания ценности.

В-третьих, делать это не тыкая в монитор Аналитика с замечаниями «а вот это так», «это вообще не так», а сразу на ватмане, с помощью ручек, карандашей, маркеров, стикеров, линеек и прочих канцелярских принадлежностей, вдалеке от каких-либо компьютеров.

В-четвертых, данные для карты нужно собрать не по принципу «пол-потолок-палец», а путем наблюдений, глядя с часами или секундомером, как протекает процесс от начала и до конца. И если он протекает два месяца — так два месяца и наблюдать, пока не получится собрать все данные.

Да какая разница?

Вообще, разница разительная, если только вы не хотите просто «повесить на стену новые обои».

«Согласны?» — спросил я слушателя открытых курсов.

«Ну, в принципе-то, да. Но мы же все друг другу обычно врём, поэтому и разницы, и смысла в карте при таких вводных не будет никакого».

Факт.

Как ни странно, если врать (или, политкорректно скажем, «скрывать факты»), то выводы, основанные на лжи (или неполных фактах), определённо приведут к неверным выводам. И смысла в них не будет никакого. Карта тут ни при чем — в каком виде ни ври, все равно лучше не будет, хоть то IDEF0, хоть в формате ARIS, хоть блок-схему алгоритма работы рисуй, хоть VSM.

В качестве иллюстрации — кадр из фильма «Бриллиантовая рука» Л. Гайдая.